Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.
Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.
То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.
Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.
Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.
Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:
- Безударные проверяемые гласные в корне слова;
- Непроверяемые гласные и согласные;
- Проверяемые согласные в корне в корне слова;
- Непроизносимые согласные в корне слова;
- Буквы и, у, а после шипящих;
- Разделительные ъ и ь;
- Раздельное написание предлогов с другими словами;
- Употребление ь на конце существительных после шипящих;
- Употребление ь для обозначения мягкости согласных;
- Гласные и согласные в приставках;
- Буквы з и с на конце приставок;
- Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-;
- Буквы о и а в корне -раст-, -рос-;
- Буквы ё и о после шипящих в корне слова;
- Буквы и и ы после ц;
- Большая буква и кавычки в собственных наименованиях;
- Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных;
- Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных;
- Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных;
- Краткие прилагательные с основой на шипящую;
- Не с глаголами;
- Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа;
- Буквы е и и в корнях с чередованием;
- Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения;
- Буквы о и а в корне -кос-, -кас-;
- Буквы о и а в корне -гор-, -гар-;
- Буквы ы и и после приставок;
- Гласные в приставках пре- и при-;
- Соединительные о и е в сложных словах;
- Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя;
- Слитное и раздельное написание не с существительными;
- Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик;
- Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик;
- Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных;
- Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-;
- Слитное и раздельное написание не с прилагательными;
- Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
- Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных;
- Различие на письме суффиксов –к- и -ск-;
- Дефис в сложных прилагательных;
- Мягкий знак в середине числительных;
- Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19;
- Не в неопределенных местоимениях;
- Дефис в неопределенных местоимениях;
- Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях;
- Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях;
- Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения;
- Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-;
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Слитное и раздельное написание не с причастиями;
- Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
- Раздельное написание не с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е;
- Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий;
- Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е;
- Буквы о и е после шипящих на конце наречий;
- Буквы о и а на конце наречий;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий;
- Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами;
- Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы;
- Дефисное написание частицы –то со словами;
- Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении;
- Дефис в междометиях;
- -тся и -ться в глаголах;